Сделка по передаче в доверительное управление АФК «Система» активов шести ведущих предприятий Башкирского топливно-энергетического комплекса может привести к уходу с политической сцены одного из политических тяжеловесов страны – президента Башкирии Муртазы Рахимова и активизировать процесс огосударствления экономики в сфере ТЭК.
Урал Рахимов
Вчера в Уфе было подписано соглашение между АФК «Система» и мажоритарными акционерами шести основных предприятий Башкирского ТЭКа, конечным бенефициаром которых считается сын президента Башкирии Урал Рахимов. По условиям соглашения в ближайшие три года управлять «Башнефтью», «Уфаоргсинтезом», «Башкирнефтепродуктом», «Новоойлом», «Уфанефтехимом» и Уфимским НПЗ будет дочерняя компания АФК «Система» –
История богатства
АФК «Система» стала миноритарным акционером предприятий Башкирского ТЭКа в 2005 году. Сейчас корпорация владеет напрямую и через
Несмотря на то что, как подчеркивают в АФК, заключенный пакетный договор в сфере управления «никак не связан с судебными делами», в которые вовлечены мажоритарные акционеры БашТЭКа, произошедшее событие стало закономерным итогом противостояния между федеральным центром и кланом семьи Рахимовых, начавшегося на фоне усмирения региональных лидеров и «огосударствления экономики».
Как и в соседнем Татарстане, республиканские предприятия
В 2005 году блокпакеты предприятий Башкирского ТЭКа, как уже было сказано, были проданы АФК «Система» за 600 млн долларов, а оставшаяся часть их акций была разделена на пакеты по 13−16% и переведена на баланс четырех благотворительных фондов: «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань», которые впоследствии передали их в специально учрежденные одноименные ООО.
Результатом этих запутанных схем стало то, что вся нефтедобыча, нефтепереработка и сбыт нефтепродуктов в Башкортостане стали контролироваться сыном президента Башкирии Уралом Рахимовым – по образу и подобию соседнего Татарстана, где младший сын президента республики Минтимера Шаймиева, Радик Шаймиев, через группу компаний «Таиф» вместе с Альбертом Шигабутдиновым контролирует химическое и нефтехимическое достояние Татарии. Однако если в Татарстане федеральная власть не проявляет видимой инициативы вмешаться в «дела семейные», то в Башкортостане ситуация иная – начиная с прошлого года Федеральная налоговая служба (ФНС) начала процесс возвращения акций предприятий Башкирского
Переходный период
Решение мажоритарных акционеров Башкирского ТЭКа (читай – семьи Рахимовых) передать управление этими предприятиями АФК «Система» может свидетельствовать о том, что в новых политических и экономических условиях «политический тяжеловес» не видит возможности сохранить прежнее положение. Однако дело не только в политике, но и в экономике этого процесса. Группа башкирских нефтеперерабатывающих заводов – это единственные сильные НПЗ страны, которые не вошли в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний. Более того – именно они, по оценке федеральных нефтетрейдеров, являются своеобразным индикатором наиболее оптимальных цен на нефтепродукты внутри страны. Заводы являются одними из передовых в своем секторе с технологической точки зрения благодаря масштабной модернизации, проводимой с конца 90−х годов. НПЗ республики перерабатывают около 15% нефти в стране, лидируя в России по объемам и глубине нефтепереработки. Выход наиболее дорогостоящих светлых нефтепродуктов также выше среднеотраслевого.
Из этого можно сделать вывод, что вслед за передачей управления «Системе» предприятия Башкирского ТЭКа ждет действительная смена собственников. Старший
Однако, вероятнее всего, ситуация будет развиваться по другому сценарию – покупателями башкирских предприятий выступят в конечном итоге государственные «Газпром» и «Роснефть». «Национальное достояние» с лихвой обеспечило свою нефтяную «дочку» – «Газпром нефть» перерабатывающими мощностями – она может перерабатывать на российских НПЗ более 60% добываемой ею нефти при среднеотраслевом показателе 46%. Однако компании не хватает добывающих мощностей. С этой точки зрения покупка «Башнефти», добывающей более 11 млн тонн нефти в год, безусловно, пойдет только на пользу «Газпром нефти». Для самой же материнской компании интерес представляют нефтехимические активы Башкирского ТЭКа, и прежде всего «Уфаоргсинтез». Это одно из крупнейших предприятий России по выпуску продукции органического синтеза, полимерных материалов. Компания является российским монополистом в производстве синтетического этилового спирта, в общероссийском объеме по производству фенола, ацетона, полипропилена имеет 30−40% и замечательно дополняет одно из недавних приобретений газового монополиста – башкирский «Салаватнефтеоргсинтез».
У «Роснефти» другая мотивация. Ей, наоборот, не хватает перерабатывающих мощностей. Поэтому, по всей вероятности, этой нефтяной компании отойдет нефтеперерабатывающее и сбытовое наследство Башкирии – «Новоойл», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Башкирнефтепродукт», реализующий через розничную сеть из 280 АЗС более 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Сейчас эти НПЗ загружены всего лишь на половину своих мощностей, однако это связано большей частью со схемой процессинга, на которую посадили эти заводы их прежние владельцы, – техническое состояние этих НПЗ таково, что они спокойно могут перерабатывать более 30 млн тонн нефти в год.
Таким образом, нынешняя схема перераспределения влияния на Башкирский ТЭК полностью соответствует представлениям Москвы о том, как должна быть устроена экономика страны и федеративное устройство государства на ближайшее десятилетие. Правда, из этой схемы явно выпадает Татарстан и его лидер Минтимер Шаймиев. Несмотря на полный контроль над политикой и экономикой этого субъекта федерации, Минтимер Шарипович пока сумел обойти юридические грабли, на которые наступил его сосед – Муртаза Губайдуллович.
Комментариев нет:
Отправить комментарий